Исследуем привлекательность брендов работодателей
Наконец-то мы запускаем ANCOR HR-digest, первый из многих! Мы хотим не просто обсудить изменения и вызовы, с которыми сейчас сталкивается бизнес, но и предложить прикладные рецепты, как решить проблему с наймом и удержанием персонала в условиях дефицита кадров на рынке труда. В этом номере мы решили сделать упор на обсуждении работы с брендом работодателя, который является сейчас одним из наиболее значимых инструментов в привлечении и сохранении команды.
Принято считать, что за последние годы в Казахстане кардинально изменилась ситуация на рынке труда, но это не так. Большая часть релокантов из ближайших стран, которая должна была компенсировать нехватку кадров, осталась в стране лишь на время, транзитом и не оказала значительного влияния на рынок. Особенно ярко эта тенденция заметна на рынке ИТ. Да, поначалу многие организации пополнили свои команды хорошими специалистами, однако они быстро осознали, что приобрели далеко не самый стабильный и бюджетный по меркам отрасли актив.
Конечно, даже небольшой приток новых сил на рынок дал дополнительный толчок развитию экономики страны. Обмен знаниями и опытом между иностранными и местными специалистами способствовал повышению квалификации последних. Но это не решило проблему кадрового голода, актуального почти во всех секторах экономики, особенно в тех, которые активно развиваются в рамках политики диверсификации экономики. В их числе металлургия, химическая промышленность, транспорт и связь, сельское хозяйство, туризм и сфера услуг. Ощущая нехватку людей, компании вынуждены бороться за квалифицированные кадры и привлекать их всеми доступными им методами.
Но чего же хотят сами кандидаты? Результаты исследования восприятия бренда работодателя The Talentist показали, что больше трети наших соотечественников мечтает о собственном бизнесе, а каждый шестой предпочел бы стать самозанятым. Такие данные подтверждают, что для людей все большее значение приобретает самореализация, но стремление к стабильности вынуждает их идти в работу по найму. Такое вынужденное решение в перспективе может привести к высокому уровню выгорания среди сотрудников, снижению мотивации и лояльности к компании. Для того, чтобы избежать подобных проблем в будущем, необходимо уже сейчас грамотно работать с брендом работодателя, ценностным предложением (EVP) и на постоянной основе вести конструктивный диалог руководства с коллективом.
Такие исследования, как The Talentist, помогают в решении этих задач. Они выявляют несоответствие между тем, что предлагают компании, и тем, какие факторы реально важны для людей при выборе работы, ее смене или решении остаться на текущем месте. Полученные данные помогают работодателям исправить эти несостыковки и повысить привлекательность компаний в глазах соискателей, чтобы в итоге нанимать и удерживать сотрудников было эффективнее и дешевле.
Очень важно отслеживать развитие трендов, имеющих большое значение для развития рынка труда. Например, в Казахстане активно растет интерес к платформенной занятости. В конце прошлого года в стране было зарегистрировано 2,1 млн самозанятых, и судя по всему, их число будет только расти. При этом количество трудоспособного населения не превышает 9,5 млн чел. Поэтому государству и бизнесу важно сфокусироваться на системе регулирования трудовых отношений между работодателями и проектными сотрудниками — нововведения позволят компаниям и соискателям использовать более гибкие формы сотрудничества. И здесь снова встает вопрос о важности HR-бренда, ведь исполнители будут с большей охотой выбирать заказы от тех компаний, у которых сложился имидж ответственных и порядочных работодателей.
Все это играет большую роль для бизнеса, ведь кадровый голод в ближайшее время сохранится. Несмотря на то, что Казахстан активно принимает мигрантов и релокантов из России, Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана, большая часть из них относится к рабочему и малоквалифицированному персоналу и заняты они в основном в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и услугах.
Некоторые эксперты возлагают надежды на перспективную молодежь, но она предпочитает получать образование и работать в Европе. Те же, кто возвращается домой, часто не могут похвастаться даже минимальным практическим опытом, и работодателям приходится их дообучать или даже обучать с нуля нужным навыкам. Все это в значительной мере увеличивает затраты бизнеса на подготовку кадров. Некоторые энтузиасты полагают, что современные технологии, такие как ИИ, со временем смогут взять на себя часть задач и максимально автоматизировать множество рутинных процессов. Однако делать любые прогнозы пока преждевременно, так как технология появилась совсем недавно.
В итоге одним из немногих действительно работающих и реалистичных вариантов по эффективному привлечению нужных людей и укреплению их лояльности остается именно работа с собственным HR-брендом. И исследование The Talentist дает работодателям те необходимые знания, которые позволят сделать компаниям в своей HR-политике упор на те факторы, которые действительно важны для кандидатов и текущих сотрудников.