Как изменить поведение сотрудников? Опыт Danone
Эффективные инструменты, которые напрямую влияют на бизнес-результаты
Danone — компания про людей. Работа над тем, как сотрудники ощущают себя внутри организации — один из приоритетов HR. В этом году мы сфокусировались на развитии моделей лидерского поведения. Внедрение новых форм взаимодействия Данонеров друг с другом и с клиентами не только помогает создавать здоровую атмосферу в команде, но и укрепляет наши позиции на рынке, напрямую влияет на результаты продаж. Это один из эффективных инструментов помощи бизнесу в период трансформации.
Почему важно развивать паттерны лидерского поведения?
Danone — компания №1 в мире по производству молочной продукции. Но из-за стремительно меняющейся ситуации нужно прилагать немало усилий, чтобы поддерживать этот статус и обеспечивать рост. Важно постоянно перестраиваться: запускать новые продукты, наращивать локальное производство в короткие сроки и без потери качества. Этих результатов невозможно добиться, игнорируя внешние стимулы. Прежде всего, нужно упрощать процессы, чтобы высвобождать дополнительные ресурсы для решения новых задач. Эти вызовы и подтолкнули нас переосмыслить коммуникацию в команде.
Миссия Danone не изменилась: самое важное для нас — нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей. Но для достижения этой цели необходимо регулярно проводить аудит собственной работы и вовремя трансформировать инструменты взаимодействия в зависимости от контекста. Опираясь на предыдущий опыт и принимая в учет новые вызовы, Danone запустил проект Danone Behaviors: упростили и конкретизировали модели поведения, добавили прикладные инструменты для их эффективного внедрения в рабочие процессы.
Что такое Danone Behaviors
Danone Behaviors — не про красивые формулировки и презентации. Нашей задачей было донести до сотрудников, что от реализации правильных поведений зависят бизнес-результаты компании. Мы хотели, чтобы Данонеры спросили себя: «Как я могу применить лидерские поведения на практике — на встрече с коллегами или с клиентом?».
По сути, Danone Behaviors — это пять отдельных проектов. Концепция подразумевает, что каждый Данонер в течение рабочего дня:
- ставит потребителя на первое место — у каждой команды и отдельного сотрудника есть свои задачи, но важно помнить, что все мы в первую очередь работаем на потребителя;
- руководит вместе с людьми — независимо от роли в компании каждый сотрудник должен быть лидером и ролевой моделью для коллег;
- не усложняет — молочный бизнес требует молниеносных решений, поэтому нужно держать в уме ключевые приоритеты и упрощать процессы;
- берет на себя ответственность — в Danone приветствуется, когда сотрудник независимо от уровня должности, проявляет инициативу и принимает решения, за которые отвечает;
- подтверждает слова делом — когда решение принято, важно идти до конца и предпринимать необходимые действия.
Как нам удалось сделать новые модели поведения образом жизни в Danone
Danone провел глобальный опрос сотрудников, чтобы выяснить, какие модели поведения Данонеры считают наиболее значимыми и в то же время наименее проявленными в рабочих процессах. По результатам исследования, в 2023 году была разработана локальная стратегия для продвижения Danone Behaviors в регионе Центральная Азия и Кавказ.
Тренинги и коммуникации
Первый шаг — познакомить сотрудников с новыми принципами коммуникации. Мы организовали тренинги для групп по 20 человек, во время которых рассказывали о концепции.
Наша команда подошла к процессу творчески: для каждого поведенческого паттерна мы разработали стикеры, которые предложили использовать Данонерам в общем чате «Danone news» в WhatsApp, чтобы отмечать их проявления при обсуждении рабочих моментов.
Например, стикер «Не передавай обезьянку» отсылает к тому, что важно брать ответственность на себя. А «Факты важнее историй» — о том, что цифры и данные важнее домыслов при принятии решений. Первое время команда HR постоянно использовала стикеры, чтобы вдохновить остальных — мы приятно удивились тому, как быстро Данонеры подхватили тренд и стали использовать их в переписке.
Трансформационная команда
Конечно, ярких стикеров недостаточно, чтобы сотрудники использовали новые инструменты в ежедневной рутине. Важно было определить, что мешает релевантным моделям поведения проявляться и как это можно исправить. Поэтому в апреле 2024 года мы сформировали трансформационную команду, в которую вошли девять активных Данонеров из разных отделов, разных возрастов и с разным бэкграундом. Перед ними стояли следующие задачи:
- собрать информацию от всех сотрудников;
- сделать конкретные выводы и поделиться ими с остальными;
- оказать позитивное влияние на ежедневный опыт Данонеров.
Каждые две недели участники трансформационной команды встречаются, чтобы получить вводные данные от коллег при помощи опросов и интервью, структурировать обратную связь и предложить необходимые для активизации новых моделей поведения изменения. На данный момент трансформационная команда предложила инициативы, которые прошли утверждение с высшим руководством, и мы выбрали 3 направления, которые направлены на повышение эффективности организации: персональная эффективность, эффективность руководителя и эффективность компании в целом. Тут есть рабочие группы и результатом должно стать более эффективное взаимодействие сотрудников.
Воркшопы
Мы хотели вовлечь руководителей, поэтому следующим шагом в развитии Danone Behaviors стали воркшопы, в рамках которых каждый тимлид собирал свою команду, чтобы обсудить два принципа из пяти — «Не усложняй» и любой другой на выбор. Во время воркшопа руководитель и HRBP выясняли, что в конкретной команде работало не так и что нужно сделать (или перестать делать), чтобы исправить ситуацию. Было проведено более 15 воркшопов в формате тимбилдингов — мы получили очень позитивные отзывы от коллег о возможности самим решать, что стоит изменить или улучшить.
Трекер
Еще одним эффективным инструментом для внедрения моделей лидерского поведения станет трекер, который команды будут использовать после встреч. Каждый участник по результатам митинга сможет анонимно оценить, какие принципы были проявлены или, наоборот, проигнорированы. Цель — отследить динамику. Трекер будет работать по аналогии с шагомером: помогать наглядно увидеть, какие установки «западают», чтобы в следующий раз уделить им внимание, развить привычку им следовать.
Dan Star
Наконец, в июле 2024-го мы запустили программу Dan Star для поощрения Данонеров, которые максимально проявляют лидерские качества в коммуникации. Сотрудники сами номинируют коллег при помощи QR-кода: в заявке нужно указать модель поведения и ситуацию, в которой оно было проявлено. Каждые две недели мы определяем пятерку победителей, а в конце года объявим финалистов. Главный приз — трехдневная поездка в Стамбул.
Dan Star — это возможность показать на конкретных примерах, что поведения можно и нужно использовать в работе. И мы очень гордимся, что эта фишка стала популярной, вызвала тот самый «шум», на который мы рассчитывали.
Про результаты
По результатам опроса, проведенного среди всех сотрудников, проявленность моделей лидерского поведения увеличилась на 30%. Но главный успех проекта Danone Behaviors заключается в том, что реализация лидерских навыков в коммуникации усилит навыки Данонеров работать в условиях изменений и повлияет на бизнес-результаты в долгосрочной перспективе.